О некоторых вопросах разработки Плана ЛРН по ПП РФ № 2451

ПЛРН Окт 20, 2024

В январе 2021 года вступило в силу «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — ПП РФ № 2451). При этом ряд отношений, регулируемых данным нормативно-правовым актом, и в первую очередь – разработка и утверждение Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее – План ЛРН) − требуют проработки и уточнения. В этой статье мы постараемся ответить на ряд вопросов, возникающих при разработке Планов ЛРН согласно требованиям ПП РФ № 2451.

1. На какие объекты требуется разработка Плана ЛРН?

Критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии Плана ЛРН, установлены пунктами 4 и 7 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ (далее – Правила), утвержденных ПП РФ № 2451, и исходят из максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, максимальным расчетным объемом разливов нефти и нефтепродуктов для объектов является:

  • свыше 3 тонн и более нефтепродуктов, на сухопутной части территории Российской Федерации
  • свыше 0,5 тонн и более нефтепродуктов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей.
  • Данные правила применимы к объектам, связанным с обращением именно нефти и нефтепродуктов, а государственный стандарт «ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения» содержит исчерпывающий перечень веществ, относящихся к нефтепродуктам.

    2. На какие объекты требуется индивидуальный План ЛРН, а когда достаточно одного Плана ЛРН на группу объектов?

    На основании консультаций, полученных от специалистов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сообщаем.

    Отдельные Планы ЛРН разрабатываются для следующих групп объектов:

  • для группы опасных производственных объектов, расположенных на огороженной территории на расстоянии менее 500 метров друг от друга. Например, нефтеперерабатывающий завод;
  • для каждого нефтяного месторождения;
  • эксплуатирующей организации:
    — обслуживающей несколько нефтяных месторождений, расположенных недалеко друг от друга на огороженной территории;
    — обслуживающей группу месторождений в одном субъекте РФ.
  • 3. Взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями.

    В Плане ЛРН должна содержаться информация о составе и порядке действий сил и средств собственных или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, прикладываться копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);

    Отдельно отметим, что с 2021 года в свидетельстве аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен быть прописан максимально возможный объем (тонн) разлива, с которым им разрешено работать (до 100, 100-500, 500-1000, 1000-5000, свыше 5000 тонн).

    Эксплуатирующей организацией должны быть проведены комплексные учения по сценарию ПЛРН с участием представителей территориальных органов МЧС, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росморречфлота (если объект расположен на внутренних водных путях), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, и представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.

    Еще одним немаловажным нововведением является то, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, относятся к видам аварийно-спасательных работ. Из-за этого значительно меняется нормативно-правовая база и отчетные документы.

    Ждем ваши вопросы и дополнения на почту — [email protected]

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *