10. В целях подтверждения готовности эксплуатирующей организации
к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов после согласования плана Федеральной службой
по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном
пунктом 7 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды»,
до утверждения плана и не реже одного раза в 3 года после утверждения
плана проводятся комплексные учения по подтверждению готовности
эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации
максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов,
установленного пунктом 9 настоящих Правил (далее — комплексные
учения).
11. В случае разработки эксплуатирующей организацией в
соответствии с пунктом 6 настоящих Правил одного план, комплексные
учения проводятся по наихудшему сценарию на объектах, включенных в
такой план, и отдельно на объектах, указанных в подпунктах «д» и «л»
пункта 9 настоящих Правил.
В отношении объектов, расположенных на территориях двух и более
субъектов Российской Федерации, комплексные учений проводятся
по наихудшему сценарию по отдельности в каждом субъекте Российской
Федерации.
В случае эксплуатации эксплуатирующей организацией нескольких
однотипных объектов (имеющих один и тот же вид осуществляемой на них
деятельности с нефтью и нефтепродуктами), территориально
расположенных в пределах одного муниципального района, городского
округа и имеющих схожие планы, руководитель эксплуатирующей
организации вправе принять решение о проведении комплексных учений
по наихудшему сценарию на одном из таких объектов, при условии
существования на таком объекте наибольшего риска возникновения
разлива нефти и нефтепродуктов, с учетом географических
и гидрометеорологических особенностей места расположения объекта
(уклона местности, наличие поблизости водного объекта, высокий уровень
залегания грунтовых вод), а также при условии, что аварийно-спасательное
формирование, в зону ответственности которого должны входить все
обслуживаемые объекты эксплуатирующей организации, обеспечит
выполнение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
в сроки, указанные в подпункте «ж» пункта 7 настоящих Правил (далее –
однотипные объекты).
При внесении изменений в план, касающихся сведений об основных
операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами, о потенциальных
источниках разливов нефти и нефтепродуктов, приводящих к увеличению
максимального расчетного объема розлива нефти и нефтепродуктов
и (или) прогнозируемых зон распространения разливов нефти
и нефтепродуктов, о составе (в сторону уменьшения) и удаленности
(в сторону увеличения) сил и средств, предусмотренных подпунктом «з»
пункта 7 настоящих Правил, комплексные учения проводятся
в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
12. Комплексные учения проводятся эксплуатирующей организацией с
участием представителей федеральных органов исполнительной власти,
указанных в пункте 33 настоящих Правил, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
на территориях которых расположен объект эксплуатирующей
организации, а также представителей аварийно-спасательных служб
(формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание
объектов.
13. Для проведения комплексных учений эксплуатирующая
организация не менее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты
проведения комплексных учений направляет в территориальный орган
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по субъекту Российской Федерации, в пределах которого размещен объект
(далее — территориальный орган Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации), в том числе путем заполнения интерактивной
формы на едином портале, уведомление о проведении комплексных
учений с указанием:
а) полного и сокращенного наименования эксплуатирующей
организации, фамилии, имени и отчества руководителя эксплуатирующей
организации, контактного телефона, электронной почты и адреса
эксплуатирующей организации;
б) планируемой даты (основной и резервной), времени и места
проведения комплексных учений;
в) информации, перечисленной в подпунктах «б» — «з» пункта 15
настоящих Правил;
г) наименования и реквизитов документа о согласовании плана
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или ее
территориальным органом.
К уведомлению о проведении комплексных учений прилагаются
электронные формы планов, описаний, схем, карт, указанных в подпунктах
«е» и «ж» пункта 15 настоящих Правил (при наличии).
14. Уведомление о проведении комплексных учений, подаваемое
посредством единого портала, подписывается:
а) усиленной квалифицированной электронной подписью — в случае
подачи уведомления о проведении комплексных учений лицом,
действующим от имени эксплуатирующей организации без доверенности;
б) усиленной квалифицированной электронной подписью
или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат
ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре,
обеспечивающей информационно-технологическое информационных
установленном систем, используемых для взаимодействие
предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
в Правительством Российской Федерации
порядке — в случае подачи уведомления о проведении комплексных учений
физическим лицом, представляющим интересы эксплуатирующей
организации на основании машиночитаемой доверенности.
При наличии в уведомлении о проведении комплексных учений
и прилагаемых к нему документах сведений, относящихся
к государственной тайне, направление уведомления о проведении
комплексных учений осуществляется на бумажном носителе
с соблюдением требований законодательства Российской Федерации
о государственной тайне без использования единого портала.
15. Комплексные учения проводятся эксплуатирующей организацией
в соответствии с утвержденным руководителем эксплуатирующей
организации планом комплексных учений, составленным на основе плана.
План комплексных учений должен включать информацию:
а) о дате (включая резервную), времени и районе (месте) проведения
комплексных учений;
б) о теме и целях комплексных учений;
в) об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике
загрязнения);
г) об этапах комплексных учений и их продолжительности, учебных
вопросах, отрабатываемых в ходе таких этапов;
д) о составе привлекаемых на комплексные учения сил и средств для
локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива
нефти и нефтепродуктов;
е) о цели действий и задачах привлекаемых сил и средств, порядке и
сроках их развертывания и свертывания на комплексных учениях
(описание, схемы, планы и карты), а также о сроках выполнения силами и
средствами каждого мероприятия, предусмотренного планом;
ж) об организации руководства комплексным учением (схемы
оповещения, информационного взаимодействия и связи);
з) о мерах безопасности при подготовке и проведении комплексных
учений;
и) об однотипных объектах (при наличии).
16. Территориальный орган Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации,
в который поступило уведомление о проведении комплексных учений,
в течение 1 рабочего дня после получения указанного уведомления,
запрашивает в порядке межведомственного информационного
взаимодействия у территориального органа Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования соответствующую копию
согласованного Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования или ее территориальным органом плана.
Указанный запрос направляется в форме электронного документа
с использованием единой системы межведомственного электронного
взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем
межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии
доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований
законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Запрашиваемая информация направляется в течение 3 рабочих дней
со дня поступления запроса в той же форме, в какой был направлен запрос,
с соблюдением требований законодательства Российской Федерации
в области персональных данных.
Срок рассмотрения уведомления о проведении комплексных учений
приостанавливается
до получения запрашиваемой информации,
но не более чем на 4 рабочих дня.
При наличии в запрашиваемой информации сведений, относящихся
к государственной тайне, направление информации осуществляется
на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства
Российской Федерации о государственной тайне в течение 5 рабочих дней
со дня поступления запроса.
17. Уведомление о проведении комплексных учений рассматривается
в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня поступления
копии согласованного Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования или ее территориальным органом плана.
18. По результатам рассмотрения уведомления о проведении
комплексных учений территориальный орган Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему
субъекту Российской Федерации направляет в личный кабинет
эксплуатирующей организации на едином портале:
а) информацию о подтверждении даты, времени и места проведения
комплексных учений — в случае соответствия уведомления о проведении
комплексных учений требованиям пункта 13 настоящих Правил;
б) информацию об обнаруженных несоответствиях уведомления
о проведении комплексных учений требованиям пункта 13 настоящих
Правил, а также о наличии неполной или недостоверной информации
в таком уведомлении и (или) прилагаемых к нему документах;
в) информацию об отказе в подтверждении даты, времени и места
проведения комплексных учений — в случае подачи уведомления
о проведении комплексных учений организацией, которая не является
эксплуатирующей организацией, и (или) лицом, не являющимся
уполномоченным представителем эксплуатирующей организации.
19. Эксплуатирующая организация с учетом устранения замечаний,
полученных от территориального органа Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему
субъекту Российской Федерации, либо при невозможности проведения
комплексных учений в установленные раннее даты вправе повторно
направить уведомление о проведении комплексных учений
в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящих
Правил.
20. В целях оценки готовности эксплуатирующей организации
к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений
территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации создается комиссия по подтверждению готовности
эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов (далее — комиссия), в состав которой
входят председатель комиссии и члены комиссии.
В комиссию включаются представители федеральных органов
исполнительной власти, указанных в пункте 33 настоящих Правил, а также
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен
объект эксплуатирующей организации.
Председателем комиссии назначается представитель
территориального органа Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации.
21. Во время проведения комплексных учений должны быть
осуществлены следующие мероприятия:
а) оповещение об и (или) нефтепродуктов;
условном (учебном) разливе нефти
б) сбор и организация работы комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности эксплуатирующей организации;
в) организация взаимодействия с органами управления и силами
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
г) выдвижение сил и средств к месту условного (учебного) разлива
нефти и (или) нефтепродуктов;
д) проведение разведки места условного (учебного) разлива нефти
и (или) нефтепродуктов;
е) проведение мероприятий по локализации условного (учебного)
разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
ж) проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти
с использованием средств сбора нефти и (или) нефтепродуктов;
з) организация временного хранения и транспортировки собранных
нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов;
и) передача донесений и (или) нефтепродуктов при ликвидации разлива нефти
22. Результаты комплексных учений признаются комиссией
удовлетворительными при выполнении привлеченными к комплексным
учениям силами и средствами всех мероприятий, указанных в пункте 21
настоящих Правил, в сроки, предусмотренные планом комплексных
учений.
Решение о признании комплексных учений удовлетворительными
принимается простым большинством голосов комиссии. При равенстве
голосов решающим является голос председателя комиссии. Результаты
комплексных учений признаются комиссией неудовлетворительными
при наличии следующих недостатков:
а) невыполнение привлеченными к комплексным учениям силами
и средствами одного из мероприятий, предусмотренных пунктом 21
настоящих Правил, а также несоблюдение сроков, предусмотренных
планом комплексных учений (при наличии факторов, влияющих на сроки,
предусмотренные планом комплексных учений, и не зависящих
от участников комплексных учений (затраченное время на их ликвидацию
или ожидание прекращения их воздействия не учитываются в общее время
проведения комплексных учений);
б) неисправность (отказ, поломка) технических средств, которые
не были устранены (в том числе путем замены на равноценное
оборудование в исправном состоянии) до окончания соответствующего
мероприятия и которые не позволили проводить работы по локализации и
ликвидации разливов нефти и (или) нефтепродуктов;
в) несоответствие состава сил и средств, фактически принимавших
участие в комплексных учениях, составу привлекаемых на комплексных
учениях сил и средств, предусмотренных планом комплексных учений.